Искусство Возрождения. Искусство Германии. Искусство Германии во второй половине 15 в.

Живопись Германии второй половины 15 века не оправдала надежд, которые подавало искусство 30—40-х годов. С середины века в искусстве Германии снова усиливаются готические традиции. Лишь в конце века наблюдается некоторое обновление искусства и появляются два крупных художника, вновь подхватывающих начинания поколения Витца и Мульчера. Это эльзасский гравер и живописец Мартин Шонгауэр и тирольский живописец и резчик Михаель Пахер.
Во второй половине 15 века в Германии проявляются первые признаки социального движения, которое привело в начале 16 века к Реформации и великой крестьянской войне. Борьба против феодального строя и папства объединила широкие слои населения Германии и вызвала подъем прогрессивных сил страны, что повлекло за собой обновление культуры — зарождение гуманизма, оживление литературы и искусства, развитие естественных и точных наук. Культурному обновлению Германии в высокой мере содействовало изобретение в середине 15 века книгопечатания, сделавшее возможным распространение новых литературных произведений и научных трудов в невиданных ранее масштабах.
С первых же шагов книгопечатания ему сопутствовала гравюра — новая, лишь недавно зародившаяся техника, позволявшая размножать рисунки в значительном количестве экземпляров. Гравюра на дереве и на меди впервые появилась в Европе в конце 14 века. Распространение ее связано было с расширением спроса на произведения искусства, а также с развитием в Европе производства бумаги, предоставившего в распоряжение нового вида искусства дешевый и удобный материал. Гравюра на дереве первоначально служила дешевой заменой миниатюры и раскрашивалась от руки, позднее она нашла широкое применение для иллюстрирования печатных книг; что же касается гравюры на меди, то последняя чаще использовалась для изображения на отдельных листах разного рода религиозных и бытовых сцен, а также для изготовления игральных карт и т. п. В Германии гравюра получила более широкое распространение, чем в какой бы то ни было другой стране. Особенно большое значение приобрела она во второй половине и в конце 15 века, что было связано как с ранним развитием здесь книгопечатания, так и с широким спросом на религиозные изображения и распространением полемической литературы в период, предшествовавший Реформации. Сначала гравюра находилась в руках безвестных ювелиров (гравюра на меди), рисовальщиков и резчиков (гравюра на дереве), но в конце 15 века она перешла в руки крупных мастеров-живописцев, и с этого времени начался ее подлинный расцвет.
Мартин Шонгауэр. Мартин Шонгауэр (ок. 1435—1491) был одним из первых больших мастеров, которые, обратившись к гравюре, вывели ее из ремесленного состояния и подняли на высоту искусства. Сын золотых дел мастера из Аугсбурга, он жил и работал в Кольмаре, а позднее в Брейзахе. Мы не знаем, у кого и где учился Шонгауэр, но можно предположить, что он был знаком с нидерландским искусством, в особенности с произведениями Роже ван дер Вейдена и его круга. Из живописных работ Шонгауэра наиболее известна его «Мадонна в беседке из роз» (1473, Кольмар, музей), представляющая собой вариант старой темы рейнской школы. Но в отличие от ранних картин этого типа в работе Шонгауэра появляются пластичность форм, четкость структуры, создается впечатление торжественного величия. В свое время Шонгауэр славился как живописец и писал алтари и монументальные росписи, но теперь мы знаем его лучше как графика. Роль его в развитии немецкой гравюры на меди очень велика. В своих работах он довел до совершенства художественный язык гравюры, впервые введя вместо беспорядочных линий строго систематическую штриховку по форме. Блестящая техника позволяла ему достигать большого богатства нюансов, создавать впечатление пластичности и объема и даже передавать качество материала. При этом Шонгауэр не только обогатил технику гравюры на меди, но и достиг в ней неведомой ранее выразительности. Впервые гравюра стала передавать человеческие переживания и чувства, опередив в этом даже живопись более, чем гравюра, скованную традицией. Сделанные Шонгауэром изображения сцен «Страстей Христа», например «Бичевание» или «Большое Несение креста» исполнены подлинного драматизма и позволяют предчувствовать близкий расцвет немецкой гравюры. Правда, в произведениях Шонгауэра сказались религиозно-мистические настроения, охватившие Германию в конце 15 века, и искусство его еще в значительной мере остается во власти средневековых образов. В этом легко убедиться на примере известного «Искушения св. Антония», где вокруг святого беснуется целый сонм демонов и исчадий ада, порожденных мрачной фантастикой средневековья. Не свободен Шонгауэр и от готической изломанности фигур, движения которых подчас очень причудливы, а также от свойственной поздней готике перегруженности одежд и драпировок. И все же работам Шонгауэра присуще живое чувство реальности, особенно сказавшееся в его гравюрах на бытовые сюжеты, как, например, в изображении едущих на рынок крестьян.
Михаель Пахер. Современник Шонгауэра живописец и резчик Михаель Пахер (ок. 1435—1498) жил и работал в Брунеке в Тироле. На фоне немецкого искусства второй половины 15 века он выделяется осознанностью своих стремлений к овладению линейной перспективой, ясному и логическому композиционному построению, передаче движений человека. В картинах Пахера, как, например, в изображении св. Вольфганга, раздающего голодающим зерно (1471—1481, алтарь в ц. св. Вольфганга Зальц — Каммергут), или в изображении св. Вольфганга и чёрта (алтарь отцов церкви, ок. 1484, Мюнхен, Старая Пинакотека) мы впервые в немецком искусстве встречаем столь последовательное применение линейной перспективы. Несомненно, Пахер был хорошо знаком с искусством Северной Италии и, в частности, с фресками падуанского живописца Андреа Мантеньи, из которых он охотно заимствовал отдельные фигуры, вводя их в свои алтарные композиции. Однако фигуры Пахера в большинстве случаев чрезмерно вытянуты в длину, плоскостны и мало связаны с пространственным окружением.
Чрезвычайно большой интерес представляют резьба алтаря св. Вольфганга — композиция «Коронование Марии» и отдельные фигуры, обрамляющие алтарь. Здесь царят беспокойная динамика и возбужденность движений, в которых мы напрасно стали бы искать ренессансную ясность и гармонию. В своей скульптуре Пахер примыкает к традициям немецкой позднеготической пластики, быть может, сильнее, чем живопись, уловившей горячее дыхание времени и выдвинувшей ряд первоклассных резчиков, среди которых Пахеру принадлежит одно из первых мест. Выразительность, страстность, яркость индивидуальных образов составляют достоинства этой скульптуры, которой многим будет обязано немецкое искусство в пору его расцвета — в начале 16 века.

<<< Искусство Возрождения. Искусство Германии. Искусство Германии в 30—40-х гг. 15 в.

Искусство Возрождения. Искусство Германии. Немецкое искусство 16 века. >>>

Иллюстрации к разделу >>>