Польское искусство 19 века. Искусство Польши.

Особые условия развития польской культ}фы и искусства в значительной мере определялись происшедшим в 18 веке разделом польского государства между тремя его соседями: Россией, Австрией и Пруссией. Результатом раздела было создание различных условий в трех частях страны. Крупнейшим мастером польской живописи в первой половине 19 века был Петр Михаловский (1800—1855). Он внес в польскую живопись решительное обогащение живописных средств в духе французского романтизма. В его портретах крестьян звучат ноты гуманистического утверждения личности простого человека. Мастер реалистического портрета Генрик Родаковский (1823—1894) является первым выдающимся живописцем в Польше во второй половине 19 века. Его «Портрет матери» (1853, Лодзь) и «Портрет генерала Дембиньского» (1852, Краков, Национальный музей) упоминаются в «Дневнике» Делакруа как лучшие из портретов в парижских Салонах 1850-х годов. Несколько позднее выступают первые крупные мастера польского реалистического бытового жанра; это прежде всего Александр Котсис (1836—1877). Мягкие, грустные и лирические ноты чередуются в его творчестве с нотами обличения социальной несправедливости.
В картине «Пусть берет!» (Варшава, Национальный музей) Котсис вступает на путь критического реализма, приближаясь к современным ему русским художникам-передвижникам. К концу 60-х годов польская реалистическая школа достигла полного расцвета. Отзвуками восстания 1864 года наполнено патриотическое творчество Артура Гроттгера (1837—1867). Главную часть его творческого наследия составляют циклы рисунков, посвященных восстанию, полные романтически-трагического восприятия событий этих лет. Последний цикл рисунков Гроттгера «Война» (1866—1867) является одним из сильнейших выражений гуманистического протеста против войны во всем европейском искусстве 19 века.
Ян Матейко. На той же общественно-исторической основе выросло творчество крупнейшего мастера польской реалистической живописи Яна Матейко (1838—1893). Матейко учился в Кракове, а затем в Мюнхене. Период его творческой зрелости начинается с картины «Станчик» (1862, Варшава, Национальный музей). Его картины 1860-х годов отличаются ярко выраженной антиаристократической тенденцией («Проповедь Скарги», 1864, Варшава, Национальный музей). В следующем десятилетии основное содержание картин Матейки составляет призыв к пробуждению национального самосознания, построенный на исторической тематике. Важнейшими произведениями этого периода являются «Битва под Грюнвальдом» (1879, Варшава, Национальный музей) и «Прусская присяга» (1882, Краков, Национальный музей). Среди многочисленных работ Матейки в конце его жизни существенное место занимает серия эскизов, посвященная важнейшим моментам «истории цивилизации в Польше», завершающаяся сценой провозглашения конституции 3 мая 1791 года. Исторические картины Матейки отличаются высоким композиционным мастерством, торжественностью колористического строя, тщательностью выработки деталей и внимательной психологической характеристикой образов. Репин, Крамской и Стасов высоко ценили творчество Матейки и называли его главой польской реалистической школы.

<<< Особенности развития искусства в странах Центральной и Южной Европы.

Польская живопись последней трети 19 века. >>>

История искусства >>>