Польская живопись последней трети 19 века.

В последней трети 19 века основное внимание представители нового поколения художников уделяют бытовой живописи с сюжетами из народной жизни. Важную роль в этом сыграла художественная и педагогическая деятельность Войцеха Герсона (1831—1901), окончившего в конце 1850-х годов Петербургскую Академию художеств. Лучшие его пейзажи, особенно «Кладбище в Закопане» (1894, Варшава, Национальный музей), показывают его высокое реалистическое мастерство. За три десятилетия педагогической работы в Варшаве Герсон воспитал многих художников-реалистов.
Наиболее значительными представителями бытовой реалистической живописи были братья Герымские и Хелмонский. Максимилиан Герымский (1846—1874) учился в Варшаве и Мюнхене. Ему принадлежит честь введения в польскую бытовую живопись мотивов городской бедноты — «Похороны горожанина» (1868, Варшава, Национальный музей). Александр Герымский (1850—1901) создал крупнейшие произведения критического реализма в польской живописи последних двух десятилетий 19 века. Таковы уже ранее написанные им в Италии картины из итальянской народной жизни. В 80-х годах в Варшаве была написана картина «На песчаном карьере» (1887, Национальный музей, Варшава) — одно из первых изображений труда рабочего в польской живописи 19 века. В середине 1890-х годов А. Герымский создал проникнутую острым чувством боли за горестную судьбу крестьянина картину «Крестьянский гроб» (1895, Варшава, Национальный музей). Непонятый на родине в момент широкого распространения символизма, Александр Герымский, тяжело разочарованный и больной, проводит конец своей жизни за границей. В этот период он осваивает в своих пейзажах опыт пленерной живописи импрессионистов. Крупным мастером быто-товой живописи был также Юзеф Хелмонский (1850—1914), правдиво изображавший крестьянскую жизнь, — «На фольварке» (1875), «Буря» (1896, обе — Краков, Национальный музей).

<<< Польское искусство 19 века. Искусство Польши.

Чешское искусство 19 века. Искусство Чехии. >>>

История искусства >>>