Венгерское искусство 19 века. Искусство Венгрии.

Революция 1848—1849 годов имела в Венгрии особенно смелый, упорный характер и чрезвычайно сильно повлияла на судьбы и дальнейшее развитие венгерского народа и его культуры в целом. Многие художники приняли непосредственное участие в революции, еще большее число воспиталось и выросло на идеях этой революции. Крупнейшие мастера венгерского искусства первой половины XIX века — пейзажист Карой Марко (1790—1860) и скульптор Иштван Ференци (1792—1856) — прокладывали пути развития реалистического искусства. Наиболее значительным художником середины века был живописец Миклош Барабаш (1810—1898). Основную часть его наследия составляют портреты; особенно значительны портрет Ференца Листа (1846) и портрет жены Иштвана Битто (1874, Будапешт, Национальная галерея). Им созданы также рисованные портреты деятелей венгерской революции. Барабаш был одним из первых венгерских живописцев, начавших писать бытовые картины из народной жизни.
После подавления революции в 1850-е и 1860-е годы широко развилась историческая живопись, в романтическом духе изображавшая эпизоды освободительной борьбы венгерского народа. Крупным представителем этого жанра был Виктор Мадарас (1830—1917), лучшие картины которого, например «Зрини и Франгепан» (1864) и «Народ Дожа» (1868, обе — Национальная галерея, Будапешт), отличаются драматичностью и напряженным революционно-романтическим пафосом. Формирование национальной реалистической школы завершается после 1867 года, когда компромисс между правящими классами Австрии и Венгрии привел к созданию двуединой монархии и открыл известный простор для более свободного развития венгерской общественной и культурной жизни. В статье, посвященной Венской международной выставке 1873 года, В. В. Стасов приветствовал появление новой национальной венгерской реалистической школы в европейском искусстве и называл ее главой Михая Мункачи.
Михай Мункачи. Михай Мункачи (1844—1900) вырос в бедности и с большим трудом добился художественного образования. Его творчество окончательно сформировалось к концу 60-х годов. Первое его крупное произведение — «Дом скорби» (1869, оригинал в США; авторское повторение 1878 г. — Будапешт, Национальная галерея) доставило ему крупный успех в парижском Салоне 1870 года. В 70-е годы Мункачи создает большую часть своих лучших картин на темы из жизни венгерского простого народа: «Ночные бродяги» (1873), «Женщина, сбивающая масло» (1873, Будапешт, Национальная галерея) и другие. В 80-е годы он поддается влиянию официального академического искусства. Однако реализм сохраняется в творчестве Мункачи и в этот период — в его пейзажах и портретах. В конце жизни Мункачи внес свой вклад в развитие прогрессивного движения венгерского искусства, активизировавшегося в середине 90-х годов. Его крупная картина «Забастовка» (1895, Будапешт, Национальная галерея) — одно из первых произведений венгерского искусства, изображавших борьбу пролетариата. Живопись Мункачи отличается звучностью светотеневых и цветовых контрастов, энергичной манерой письма, крепким пластичным рисунком. Эти средства используются художником для создания напряженной, зачастую драматической, эмоциональной атмосферы, в которой живут и действуют его герои. В своих картинах Мункачи создает яркие социально-типические характеристики.
Вокруг Мункачи сформировался ряд значительных мастеров венгерской реалистической живописи, в том числе жанрист Имре Ревсс (1859—1945). Картины Ревеса явились выражением прогрессивных идей своего времени. Первые из них, как, например, «Петефи среди народа» (Будапешт, Музей изящных искусств), несут в себе отзвуки революции 1848 года. Позднее социально-критические настроения в картинах Ревеса обостряются, достигая наивысшей силы в работах 90-х годов — «Требуем хлеба» (1899, Будапешт, Национальная галерея) и других. Важное место в развитии социальных идей в венгерской живописи занимает картина Кароя Кернштока (1873—1940) «Агитатор» (1897, Национальная галерея, Будапешт). Пал Синеи-Мерше (1845—1920) обогатил выразительные средства венгерской живописи яркостью цвета и правдивой передачей световоздушных отношений. Лучшим его произведением является картина «Маевка» (1873, Будапешт, Национальная галерея). Дальнейшее развитие реалистических традиций нашло свое продолжение в творчестве Шимона Холлоши (1857—1918) и некоторых его учеников, входивших в состав основанной им так называемой Надьбанской школы. Крупнейшим мастером реалистической венгерской скульптуры был Алаёш Штробль (1856—1926).

<<< Чешское искусство 19 века. Искусство Чехии.

Румынское искусство 19 века. Искусство Румынии. >>>

История искусства >>>