Чешское искусство 19 века. Искусство Чехии.

Самым крупным чешским художником в первой половине 19 века был Иозеф Навратил (1798—1865). Важной частью его наследия являются его монументально-декоративные росписи, написанные свежо и с большим декоративным вкусом. Лучшие из них с бытовыми сценами в пейзаже находятся в так называемом Вавровом доме в Праге и в замке Йирни (1847). Он был также мастером пейзажа, натюрморта и маленьких бытовых и театральных сцен, отличающихся остротой наблюдения и гармоничностью колорита, зачастую проникнутых поистине народным чувством юмора.
В революционный период 1848 года происходило завершение формирования чешской буржуазной нации. Связанные с этим процессом передовые идеи стали содержанием творчества целого поколения художников, во главе которого стоит Иозеф Манес (1820—1871).
Иозеф Манес. Центральным героем произведений И. Манеса является крестьянин. Образы чешских и словацких крестьян в рисунках к задуманной художником серии «Национальные костюмы» решаются Мапесом в высоком, внутренне приподнятом и в то же время совершенно реальном стиле. На основе этих зарисовок Манесом были созданы многие иллюстрации к народным песням и крупнейшее его живописное произведение — роспись циферблата часов Староместской ратуши в Праге (1865—1866). Кроме того, Нанесу принадлежат многие портреты, пейзажи и отдельные бытовые сцены, полные своеобразной лирической поэзии, — «Швея» (Прага, Национальная галерея).
Его брат Квидо Манес (1820—1880) был начинателем чешской реалистической бытовой живописи второй половины 19 века. Лучшие его картины, например «Девочка перед зеркалом» (1872, Прага, Национальная галерея), были созданы в последнее десятилетие его жизни. Карел Пуркине (1834—1868) смело искал новые пути реалистической живописи. Начав с внимательного изучения старых мастеров, он перешел к весьма оригинальным решениям фактурных, цветовых и тоновых отношений. В своих натюрмортах он достигает замечательной передачи пластических и материальных особенностей предметов. Важнейшую часть его произведений составляют портреты, отличающиеся глубиной психологической характеристики, смелой пастозной манерой, богатым и оригинальным живописным языком. В 1860 году он первым в европейском искусстве создал в своем портрете кузнеца Йеха (Прага, Национальная галерея) — образ человека физического труда, обладающего высоким интеллектуальным развитием. Сила его декоративного дарования раскрывается в шести панно «Шествие героев Шекспира» (1864, Прага, Национальная галерея).
Широкое развитие в Чехии получает реалистический пейзаж, представленный творчеством Адольфа Косарека (1830—1859), а затем — Юлиуса Маржака (1832—1899), близкого по духу к нашему Шишкину, и Антонина Хиттусси (1847—1891), сближающегося по своим приемам с поздними барбизонцами. Видным мастером исторической живописи был Ярослав Чермак (1830—1878), лучшие картины которого посвящены освободительной борьбе южных славян.
Миколаш Алеш. Крупнейшим представителем так называемого поколения Национального театра, выступившего в конце 70-х годов, был Миколаш Алеш (1852—1913). Им созданы большая историческая картина «Юрий Подебрадский и Матвей Корвин» (1878, Прага, Национальная галерея) ряд монументальных росписей и множество графических иллюстративных работ. Особенно важен его эпический цикл картонов «Родина» (1879—1882, Збрацлав, Музей скульптуры) для росписи фойе Национального театра в Праге. Художнику удалось найти героический стиль росписи, развивающий традицию Иозефа Манеса. Особенно своеобразны его многочисленные реалистические иллюстрации к народным песням и поговоркам (впоследствии они были собраны в альбом «Шпали-чек»). В них сказывается яркий национальный и демократический характер творчества Алеша.
Иозеф Вацлав Мыслбек. Одновременно выступил крупнейший мастер чешской реалистической скульптуры Иозеф Вацлав Мыслбек (1848—1922). Важнейшими его произведениями являются аллегорическая статуя «Преданность» для здания венского парламента (1880—1886), памятник королю Вацлаву в Праге (1888—1912), статуя «Музыка» (1892—1912, Прага, Национальный театр) и ряд превосходных портретов и памятников. Произведения Мыслбека отличаются жизненной правдивостью, внутренней глубиной и энергичной пластической монументальной трактовкой формы. Его влияние много способствовало сохранению реалистических традиций в чешской скульптуре вплоть до наших дней.

<<< Польская живопись последней трети 19 века.

Венгерское искусство 19 века. Искусство Венгрии. >>>

История искусства >>>