Античное Искусство. Эгейское Искусство. Среднеминойский период. Первая половина 2 тысячелетия до н. э.

Дворцы. В первой половине 2 тысячелетия в среднеминойском периоде складываются значительные экономические центры — Кносс, Фест, Гурния, завязывается обмен с Египтом и сирийским побережьем. Создаются большие жилые комплексы — первые дворцы, резиденции правящего рода и позже владыки — царя. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. Стены сложены из кирпича и камня, здание освещается системой световых колодцев. В комлекс сооружений включены и хозяйственные помещения: амбары, рабочие помещения, маслодавильные и керамические мастерские. Значительная часть дворца отводится для женщин, около дворца сооружается зрелищная площадка. Этот тип дворца лучше всего сохранился в Кноссе.
Кносс. Кносский дворец, так называемый «Лабиринт» (от слова лабрус — двуострая секира, священный на Крите предмет), расширялся и переделывался долгое время. По близости Лабиринта вырос обширный поселок, с небольшими, в 1—2 этажа, домиками. В СМ период строятся дворцы Феста и Агиа-Триады, которые имеют такой же характер, как и Кносский. В конце среднеминойского периода стены дворцовых помещений начинают украшаться росписями по штукатурке.
Искусство Крита носит гораздо более светский характер, чем искусство Древнего Египта. Роль критских культов в развитии искусства была тоже велика, но их значение яснее чувствуется в сюжетах, чем в строгой канонизации формы.
Керамика. Большого совершенства достигает в среднеминойском II периоде керамика. Вазы стиля «камарес» имеют разнообразную форму в виде маленьких чашечек и больших округлых сосудов, оригинальные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, вихревых розеток, лепестков. Полихромные рисунки покрывают стенки вазы ковровым узором.
Скульптура малых форм. Особенно яркого расцвета достигает искусство в среднеминойский III период. Изображение человеческой фигуры отличается правильным пропорциональным построением, выразительностью движения. Статуэтки богинь (или жриц) со змеями в руках, найденные в тайнике Кносского дворца, полны грации и женственности. Лица же их хотя и миловидны, но мало выразительны. Особенной жизненной убедительности добились мастера в рельефах на сосудах из Агиа-Триады, сделанных из стеатита. Сцены кулачной борьбы и игры с быком на вазе в форме рога (ритоне) динамичны, фигуры поставлены в смелых ракурсах. Трактовка лиц на рельефах условна: так на стеатитовой вазе с шествием молотильщиков лица у всех одинаковы и повернуты только в профиль, причем глаз показан в фас. Но это не помешало мастеру с тонким юмором и с анатомической точностью изобразить четырех певцов, сопровождающих шествие. Большой правдивости достигают критские мастера в изображении животных и растений: например, фрески из Агиа-Триады, фаянсовые рельефы — коза с козлятами, корова с теленком, ваза с лилиями из Кносса.
Живопись. Как сказано выше, стены критских дворцов были украшены фресками. Эти росписи преследуют не только декоративные цели ; сцены, изображенные на них, имеют и культовое значение. Такова, несомненно, так называемая «миниатюрная фреска» с культовой сценой праздника женщин. Критские фрески представляют собой скорее контурный раскрашенный рисунок, где нет светотени, полутонов. Однако художники с большим декоративным чутьем подбирают краски, создавая яркие нарядные росписи, например «Собиратель цветов» Кносского дворца или «Кошка, подстерегающая фазана» из Агиа-Триады.


Кносс, дворец и примыкающие здания. План


<<< Античное Искусство. Эгейское Искусство. Раннеминойский период. 3 тысячелетие до н. э.

Античное Искусство. Эгейское Искусство. Позднеминойский период. Вторая половина 2 тысячелетия до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>