Античное Искусство. Эгейское Искусство. Позднеминойский период. Вторая половина 2 тысячелетия до н. э.

Скульптура малых форм. Искусство позднеминойского I периода развивается по пути, наметившемуся в средне-минойский III период. Все сказанное о характере изображений на сосудах из Агиа-Триады приложимо также к таким пластическим произведениям, как «Адорант» из Тилиси, молящаяся женщина, голова быка из черного камня, статуэтка из слоновой кости, изображающая акробата, прыгающего через быка. Все эти произведения, так же как и быки на кубках из Вафио, свидетельствуют об овладении тонкостями моделировки, о дальнейшем развитии реалистического направления. Керамика и живопись. Особое развитие в позднеминойском I периоде получают сюжеты на фресках и вазах из жизни моря. Характерной для так называемого «морского» стиля является ваза с осьминогом из Гурнии. Отдельные детали тела животного схематизированы, но поразительно живо схвачено движение морского хищника. Таким же умением передать самое характерное в движении морских обитателей отличается и фрагмент фрески из Филокопи (остров Мелос) с летающими рыбами.
В искусстве позднеминойского II периода намечаются изменения в стиле. Может быть, Кносс был захвачен пришельцами из Греции (ахейцами). Позднеминойский II период оставил нам ряд ярких художественных памятников, свидетельствующих о том значении, которое приобретает Кносс как крупнейший центр острова. Владыки Кносса богато отделывают свой дворец; многие помещения заново украшаются. В убранстве комнат важное место занимает стенная роспись. Роскошь обстановки, яркое оформление внутренних помещений говорят о богатстве и значительности Кносса.
Сохранившиеся фрагменты фресок раскрывают нам характер критской живописи в эту эпоху.
Изображение человеческой фигуры и животных еще всецело соответствует тем художественным принципам, которые развивались в предыдущие столетия, т. е. точно передается движение, но сохраняются и некоторые условности: изображение глаза дается в фас при профильном положении лица, фигуры мужчин окрашены в темные тона (коричневый цвет), женщин — в светлые (белый, желтоватый). Выразительно охарактеризовано движение юноши, несущего ритон, шагающего принца, акробатов с быком. Тонкое чувство декоративного эффекта проявляется в подборе сочетаний красновато-коричневого, ярко голубого и желтого в фигуре юноши с ритоном, голубого и пурпурного на платье дамы, прозванной «Парижанкой».
Росписи рассказывают о придворной жизни Кносского дворца, утверждают величие владыки, его богатство, власть.
В позднеминойский II период был отделан в западной части дворца тронный зал с тронным креслом из камня (алебастра), скамьями для старейшин. Стены зала расписаны в виде широкого фриза: по сторонам трона и на боковых стенах изображены симметрично лежащие на берегу реки два грифона, как бы охраняющие владыку. Фигуры этих фантастических чудовищ и стилизованные цветы на берегу трактованы декоративно.
Керамика, вазы «дворцового» стиля. Изменяется и характер росписи ваз. Новый стиль украшения сосуда получил название в науке «дворцовый» стиль. Большие вазы украшались темным рисунком, выделяющимся на светлом фоне. Обычно это стилизованные цветы или морские мотивы. Роспись всегда подчинена форме сосуда, каждая часть рисунка как бы подчеркивает его архитектонику.
Позднеминойский III период (14—12 вв. до н. э.) является временем разложения критской культуры. Искусство Крита — это искусство, развивавшееся и процветавшее преимущественно в рамках дворцовой культуры. С разрушением дворцовых центров, вероятно, в результате военных действий погибли и мастерские керамистов, живописцев, скульпторов, создавших там в течение веков крепкую художественную традицию.
Искусство утратило свой прежний характер, свою реалистическую тенденцию в передаче живого мира. Теперь ярко проявляется схематизация в изображении людей, животных и растительного мира. Хотя сюжеты и повторяются, например, изображение женщин в платьях с широкими юбками или коровы с теленком (саркофаг из Гурнии), но совершенно иначе трактуется натура. Профессиональное мастерство здесь совсем утрачено.
Исчезают произведения живописи, остается лишь мелкая пластика и обильный керамический материал. Среди ваз этого периода преобладают сосуды микенского типа по форме и технике со схематизированным изображением растительного и морского мира.
Позднеминойскому периоду одновременно соответствует расцвет ряда поселений на материковой Греции, которые и становятся ведущими культурными центрами в Эгейском бассейне.

<<< Античное Искусство. Эгейское Искусство. Среднеминойский период. Первая половина 2 тысячелетия до н. э.

Античное Искусство. Элладская культура >>>

Иллюстрации к разделу >>>