Живопись и графика в первой половине 20 века.

В начале 20 века во многих странах Европы продолжают работать ряд крупных мастеров прогрессивного искусства, начавших свой творческий путь еще в последние десятилетия 19 столетия. Революционную линию во французском реализме начала 20 века представляют Т. Стейнлен и ряд художников, выступавших на страницах социалистической печати, особенно в период 1904— 1907 годов, живо откликнувшихся на события первой русской революции и вызванные ею выступления пролетариата в других странах. Одновременно с ними эту же линию выражают в немецком искусстве К. Кольвиц, Г. Цилле, Т. Гейне; в итальянском искусстве — превосходный политический карикатурист Галантара и многие другие.
Пьер Боннар. В 20 веке значительное число художников Франции развивается вне новых модернистских групп и направлений. Творчество крупнейших из них отмечено объективностью отражения реально существующего мира. Своеобразное продолжение традиции импрессионизма находит выражение в творчестве Пьера Боннара (1867—1947). Его произведения пронизаны светом. Звонкая, вибрирующая живописная ткань его картин обладает богатой, жизнерадостной многоцветностью. Примером его работ может служить «Пейзаж с поездом» (1909, Эрмитаж).
Морис Утрилло. Дарование пейзажиста Мориса Утрилло (1883—1955) имеет мечтательный, лирический характер. Открывая повышенное цветовое звучание в сером камне и выцветшей штукатурке стен бедных кварталов Парижа, он насыщает лирическим настроением изображения старых уличек и домов Монмартра — «Улица на Монмартре» (Москва, ГМИИ), «Переулок Котен» (ок. 1910, Париж, Музей современного искусства). В его картинах чувствуется любовь к простым людям, ощущается тонкая и чуткая душа художника.
Альбер Марке. Реалистическую ветвь в пейзажной живописи с наибольшей силой представлял Альбер Марке (1875—1947). В основе его стремлений стоит задача яркой эмоциональной характеристики пейзажа. Марке достигает большой художественной выразительности путем тонкой передачи разнообразных состояний природы. В картине «Дождливый день в Париже» (1910, Эрмитаж) цветовая гамма передает влажность туманного воздуха осеннего дня, все тона звучат под сурдинку, создавая настроение слегка меланхоличной задумчивости. Картина «В Неаполе» (1909, Эрмитаж) написана кристально чистыми, прозрачными гонами с густыми, сочными пятнами теней и передает горячую дымку юга, ощущение морского простора залива под высоким куполом небес. Марке открывает поэзию большого современного города, передает его особый характер, совсем иной, новый по сравнению с городскими пейзажами К. Моне и Писсарро («Вид Парижа зимой», 1900-е гг., Москва, ГМИИ). В его изображении портов, как, например, «Гамбургский порт» (1909, Эрмитаж), «Порт в Алжире» (1920, Париж, собрание Марке), в многочисленных видах Гавра, Марселя чувствуется дыхание жизни, движение, деятельность. Такие пейзажи, как «Парусники в Ла Рошели» (1920, Париж, собрание Марке), «Отлив в Пиле» (1935), передают красоту моря, солнца, свежего дыхания просторов, в которых живет и действует человек. Ясность духа и гуманистическое восприятие единства человека и природы составляют основу образного мира произведений Марке — его живописи, рисунков, литографий.
Марке придерживался прогрессивных, демократических общественных взглядов. В 1934 году он посетил СССР. Свои патриотические и антифашистские убеждения он активно проявил во время нашествия немецких фашистов на Францию. В конце жизни Марке вступил в Коммунистическую партию.
Творчество английских художников развивалось в конце первого десятилетия 20 века под сильным воздействием постимпрессионизма. Черты сезаннизма-подражания Ван-Гогу и Гогену сказываются в произведениях членов «Общества современного искусства», основанного в 1909 году и возникшей вслед за ним «Лондонской группы». Однако при использовании некоторых живописных приемов французских постимпрессионистов творчество членов этих английских объединений остается в основном реалистическим и сохраняет национальное своеобразие. Наиболее значительным из них был Огастес Джон (1879—1961). Лучшую часть его произведений составляют портреты. Мастерство заостренной психологической характеристики сочетается в них с точной лепкой формы, широкой пастозной манерой письма и звучным колоритом. Таковы его портреты Бернарда Шоу (ок. 1913—1914 гг., Лондон, собрание королевы-матери) и Томаса Харди (1923, Кембридж, Музей Фиц-Вильямс).
На первые два десятилетии нашего века приходится расцвет творчества другого замечательного английского художника-реалиста Франка Бренгвина (1867—1956). Офорты и литографии Бренгвина, посвященные жизни английских рабочих, и цикл офортов на темы страданий людей во время первой мировой войны принадлежат к числу выдающихся произведений реалистической графики 20 века. Творчество Бренгвина богато представлено в ГМИИ в Москве.
В бельгийском искусстве реалистическое направление было представлено рядом мастеров живописи, среди которых наиболее значительное место принадлежит Пьеру Полюсу (р. 1881) и Курту Пейзеру (1887—1962), продолжившим в своем творчестве демократические традиции реализма Менье. Оба художника посвятили свое искусство изображению народной жизни. Особенно интересны картины Полюса, воссоздающие индустриальные ландшафты Бельгии и образы ее тружеников «Шахтер», Брюссель, Музей современного искусства и др.).
Большим реалистическим мастерством исполнения отличаются произведения и другого бельгийского художника Изидора Опсомера (р. 1878). Его портреты отмечены продуманностью и разнообразием композиционного построения, уверенной моделировкой и точностью индивидуальной характеристики. Одним из лучших его произведений является портрет писателя Гюисманса (1927, Антверпен, Музей изящных искусств), написанный в сдержанной гамме черных, серых и охристых тонов.
Фердинанд Ходлер. Для развития реалистических тенденций в монументальной живописи Западной Европы большое значение имеет творчество швейцарского художника Фердинанда Ходлера (1853—1918). В его произведениях зачастую сказывается тяга к аллегоричности и символизму, но основную линию его искусства составляет реализм, опирающийся на классические традиции старых мастеров, особенно Ганса Гольбейна. Лучшие произведения Ходлера—созданная в конце его жизни картина «Отправление йенских студентов в поход» (1913, Йена, Университет), написанная к столетию Отечественной войны немцев против Наполеона, и картина «Дровосек», в которой художник выразил силу и красоту трудового человека, — лаконичностью художественного языка, монументальностью формы оказали влияние на творчество многих прогрессивных западноевропейских художников первой половины 20 века. Так, в частности, это влияние сказалось на монументальных произведениях выдающегося демократического немецкого художника наших дней Макса Лингнера.

<<< Искусство Европейских Стран и Америки Первой Половины 20 Века.

Реализм в западноевропейском искусстве в период между первой и второй мировыми войнами. >>>

История искусства >>>