Реализм в западноевропейском искусстве в период между первой и второй мировыми войнами.

Под влиянием тяжелых и драматических переживаний первой мировой войны и революционных событий конца 1910-х и 1920-х годов значительная часть западноевропейских художников в поискахвыражения демократических идей в своем творчестве обращается к реализму. Во Франции в эти годы выделяется творчество Андре Дюнуайе де Сегон-зака (р. 1884). Правда, в его живописных произведениях, написанных густой, пастозной манерой, фигуры зачастую начинают расплываться. Однако в пейзажах, как, например, «Прованс» (1932, Нью-Йорк, собрание Кларк), и в его многочисленных офортах действительность выступает неискаженной, увиденной художником, чутким к естественным отношениям природы и мастерски передающим движения человеческих фигур.
Марселя Громера (р. 1892), вернувшегося с войны, привлекали образы солдат и крестьян, поэзия современного города. Его картина «Война» (1925) дает стилизованное изображение людей в окопе — суровых, массивных и застывших в ожидании как каменные глыбы. «Фламандский косарь» (1936) исполнен в том же плане, но отличается большей жизненностью. «Новый мост» (1955, Париж, Муниципальный музей современного искусства) рождает ощущение монументальности городского пейзажа, обладает звучной красочностью и эмоциональностью. В картинах Ива Аликса (р. 1890) звучат ноты социального обличения буржуазии, идущие от Домье. Примером его работ может служить картина «Судья» (Москва, ГМИИ). В произведениях Мориса Асселена (р. 1882), например в его «Девушке в белом» (Париж, Малый дворец), и в гармоничных пейзажах Пиренеев Ролана Удо (р. 1897), написанных в красивой гамме серых и песочных тонов, реализм изображения мира выступает во всей полноте при новизне и самостоятельности живописных приемов, опирающихся более всего на наследие Сезанна.
Франс Мазереель. Новые веяния более всего проявились в творчестве бельгийца, живущего во Франции, Франса Мазерееля (р. 1889), крупнейшего мастера европейского прогрессивного искусства. Искусство Мазерееля привлекает высоким гуманизмом, боевым пылом в отстаивании демократических идей, богатым и ярким образным языком и художественным темпераментом.
Гравюры и рисунки Мазерееля оказали большое влияние на многих прогрессивных графиков нашего времени. Реализм Мазерееля носит новый, своеобразный характер. Художник прибегает к смелым метафорам и символам. Характеристику образа он заостряет порой до сатиричности.
Первые его выступления с политическими антивоенными социально-критическими рисунками в газете «Ла Фей», издававшейся в Швейцарии в 1917—1920 годах, положили начало творческой зрелости Мазерееля. В 1918 году появляется первая серия обрезных гравюр на дереве «Страдания человека» (25 листов), которой открывается излюбленный жанр работ Мазерееля — гравюро-роман. В этом первом цикле художник прослеживает судьбу рабочего человека, познающего через труд и несчастья свое место в классовой борьбе (плл. 287). Та же тема в различных вариантах звучит в серии «Мой часослов» (167 листов, 1919), в социально сатирических, необычайно заостренных сериях «Солнце» (63 листа, 1919), «Идея» (83 листа, 1920) и «Город» (100 листов, 1925).
В 1925—1927 годах появляются графические циклы Мазерееля к «Жану Кристофу» Ромена Роллана и к «Тилю Уленшпигелю» Шарля де Костера, являющиеся замечательными образцами книжной иллюстрации.
Гневным откликом художника на начавшуюся вторую мировую войну был его цикл рисунков «Пляска смерти» (25 рис., 1941), обладающих высоким трагическим пафосом обличения фашизма. Надежды на светлое будущее после разгрома фашизма выразились в светлой, оптимистической серии гравюр «Молодость» (22 листа, 1948). В работах, созданных в 50-е годы, Мазереель призывает человечество не забывать о перенесенных страданиях и бороться за сохранение мира. В 1956 году он создает серию гравюр «Моя страна» (100 листов), в которой поэтично выражена любовь к родине, к людям мирного труда, чьими усилиями созданы замечательная культура и искусство Бельгии.
Монументальная по характеру, единая по настроению с его графикой, живопись Мазерееля развивается более всего в период 1927—1932 годов, когда он пишет рыбаков и порты района Булони — «Булонский порт» (1928), «Светловолосый матрос» (1932). В 1935 и 1936 годах Мазереель дважды посещает СССР. К этому периоду относится его картина «Красная площадь» (Москва, ГМИИ), написанная с романтическим подъемом, а также многие рисунки. С впечатлениями об этой поездке в значительной мере связан цикл гравюр «От черного к белому» (57 листов, 1939). В послевоенные годы художник создает картины, внутренне родственные серии «Молодость», такие, как «Девушка со снопом» (1945) и «Сидящая цыганка» (1952). Драматический мотив снова возникает в живописи Мазерееля в картине «Несчастный случай» (1953), однако в трактовке образов и здесь сохраняется вера в красоту и силу простого человека.
В нашей стране неоднократно устраивались выставки работ Мазерееля, и многие его произведения хранятся в советских художественных коллекциях.
Отто Нагель. Художники, связанные с рабочим классом, обогатили реалистическое искусство Германии новыми творческими завоеваниями. Среди тех, кто посвятил свое творчество изображению немецкого пролетариата, наибольших успехов добился Отто Нагель (р. 1894). Выходец из рабочей среды, он на всю жизнь остался художником рабочего класса. В 20-е годы Нагель создает картины, правдиво запечатлевшие жизнь рабочего района «Красного» Веддинга немецкой столицы. Острой социальной выразительностью отличаются также и такие его работы тех лет, как «Скамья в парке» (1926, Национальная галерея, Берлин), «Утренняя смена» (1930, Дрезденская галерея), с их подчеркнутой резкостью пластических форм и тяжеловатой гаммой темных тонов, придающих картинам драматический характер. Наступление фашизма с начала 30-х годов вызывает в живописи Нагеля появление образов борющегося пролетариата — «Вооруженные рабочие» (1931, картина уничтожена фашистами вместе с другими работами Нагеля). В годы второй мировой войны Нагель пишет потрясающе трагические городские пейзажи рабочих кварталов Берлина — пастель «Берлин горит» (1942, Меркишес музеум, Берлин), «За Николаевской церковью» (1943, собственность города Берлина). После освобождения от фашизма Нагель становится одним из крупнейших деятелей художественной жизни Германской Демократической Республики. Он работает много и плодотворно, создавая образы новых людей своей родины — «Рабочие-студенты» (1950, правительство земли Бранденбург), «Портрет писателя Бсрнгарда Келлермана» (1949, Культурный фонд, Берлин) и др. В этих его новых работах начинают звучать светлые, радостные ноты.
Нагель был одним из организаторов революционной художественной общественности Германии в 30-е годы, неоднократно посещал Советский Союз, подвергался гонениям и заключению в концлагерь во время гитлеровского режима.
Другим выдающимся представителем демократического лагеря в немецком искусстве является Джон Хартфильд (р. 1891) — создатель и крупнейший мастер фотомонтажного политического плаката, многочисленные произведения которого до наших дней остаются непревзойденными, классическими образцами этого жанра искусства 20 века.

<<< Живопись и графика в первой половине 20 века.

Антифашистское движение и реалистическое искусство. >>>

История искусства >>>