Реалистическая скульптура начала 20 века.

Реалистическое направление проявилось в западноевропейской скульптуре первой половины 20 века не менее ярко, чем в живописи. Можно сказать, что в монументальной пластике, предназначенной для всенародного обозрения в виде памятников, поставленных на городских площадях, перевес реалистического метода сохраняется незыблемо до конца второй мировой войны. Объясняется это тем, что отход от реализма немедленно вел к снижению убедительности, пропагандистской действенности памятника.
В начале века французские мастера занимают ведущее положение и оказывают большое влияние на пластику других стран.
Антуан Бурдель. Творчество Антуана Бурделя (1861—1929) наполнено поисками новых средств выражения героических и драматических идей в монументальной скульптуре. Отсюда рождаются беспокойство ритма, движений, мимики, резкая контрастность светотеневых отношений, подчеркнутое обострение характеристики, порывистость лепки. Бурдель был учеником Родена, помогал ему при исполнении группы «Граждане Кале». В статуе «Геракл-стрелок» (бронза, 1909, Национальная галерея нового искусства, Рим) динамичность композиции и манера лепки напоминают искусство учителя. В поисках выразительности Бурдель стремится опереться на монументальные традиции прошлого, используя образцы то ассирийских рельефов, то античной архаики, то отечественной готики. Однако ведущим в его монументальной пластике остается стремление придать образам живую динамику чувств, высокое драматическое напряжение. Примером его решения монументальных задач могут служить рельефы памятника шахтерам, павшим на войне, в Монсо ле Мин, увенчанного символическим изображением шахтерской лампы. Большой выразительностью обладает превосходный конный памятник генералу Альвеару (бронза, 1914—1923, Буэнос-Айрес), в решении которого мастер органично использовал традиции итальянского Возрождения.
Бурделем созданы реалистические портреты, отличающиеся высокими пластическими качествами и силой эмоциональной и психологической характеристики (портрет Энгра, 1908, Национальная галерея, Прага). Влияние Бурдсля в значительной мере способствовало сохранению реалистических традиций в портретной скульптуре Франции до наших дней. Демократические взгляды Бурделя выражались как в его творчестве, так и в его высказываниях. Стоит вспомнить, как он отказался, например, принять заказ на памятник генералу Галифе, заявив, что эта работа неприемлема для сына коммунара. Об этом же говорят его искреннее увлечение творчеством Рюда и его дружба с Далу.
Аристид Майоль. Другим крупнейшим мастером реалистической скульптуры 20 века был Аристид Майоль (1861—1944). Его произведения являются наиболее совершенным выражением классической тенденции в современной европейской скульптуре. Точность пластической моделировки, построенной на обобщении масс, архитектоническая уравновешенность пространственного построения сочетаются у него с разнообразием, красотой и естественностью движений фигур. Внимательное изучение натуры со всеми ее живыми индивидуальными особенностями и умение уловить ее главные, наиболее существенные черты характерны для его многочисленных малых фигур. Образцы его работ хорошо представлены в Эрмитаже и ГМИИ. Малая пластика служит Майолю подготовительным материалом для развития в монументальной скульптуре увиденных в жизни пластических и ритмических мотивов.
Мастерство пластического обобщения дает Майолю возможность выразить в статуях гуманистические идеи и высокое чувство красоты человека. Его «По-мона» (1907) и «Флора» (бронза, обе в ГМИИ), сделанные по заказу Морозова, представляют аллегорические фигуры, в которых одновременно выражается идея вечной жизни природы и чистой, благородной красоты женщины. Классической ясностью обладает женская фигура для памятника Сезанну (1912—1932, Париж). Гордой красотой и достоинством наделена величественная аллегорическая статуя «Иль де Франс» (бронза, 1913—1927, Париж). В памятнике Бланки (Париж) энергично шагающая мощная женская фигура со связанными руками символизирует жизнь замечательного революционера. Ее название — «Скованное действие» — точно выражает основную идею художника. В рельефе на памятнике павшим воинам в Баньюль-сюр-мер Майоль достигает трагического пафоса скорби. Многие его произведения, вплоть до последней его работы «Река» (1944), обладают тонкой лиричностью настроения. В фигуре «Велосипедист Колен» (Париж) Майоль создает характерный образ современного молодого человека. Легкое, жилистое тело спортсмена отнюдь не подчинено канонам классического идеала, но не менее прекрасно в своей реальности.
Шарль Деспио. Третьим крупнейшим скульптором Франции является Шарль Деспио (1861—1946). Сила его творчества заключается в лаконичности выразительного языка, в наполненности пластической формы, делающей ее необычайно плотной и упругой. Прекрасным примером ею работ может служить «Большой торс» (бронза, 1928, Национальная галерея, Прага). Главную часть художественного наследия Деспио составляют многочисленные характерные и выразительные портреты. В некоторых из них сказывается излишняя стилизация под античную архаику, но в лучших его работах в этом жанре сохраняется реалистическая убедительность индивидуальной характеристики, душевная теплота, трепетное дыхание жизни («Полетта», 1907, Лувр, Париж; «Жанна», 1921, Национальная галерея, Прага).

<<< Антифашистское движение и реалистическое искусство.

Реалистическая скульптура в период между первой и второй мировыми войнами. >>>

История искусства >>>