Реалистическая скульптура в период между первой и второй мировыми войнами.

В период между первой и второй мировыми войнами реалистические тенденции продолжают господствовать в творчестве большинства французских скульпторов. Особенных успехов добились скульпторы-реалисты в монументальной скульптуре и в портрете. Выдающимся мастером портрета был Робер Влерик (1882—1944), следовавший, как показывает его «Портрет скульптора Корбена» (бронза, 1939), традиции Деспио.
Высокими художественными качествами обладают работы Марселя Жимона (р. 1894), в частности его несколько архаизированный, архитектоничный «Портрет жены» (бронза, 1942).
Быстрая, скользящая, несколько расплывающаяся лепка портретных бюстов Эмануеля Орикоста (р. 1908) сочетается в таких его работах, как «Портрет Андре Маршана» (1945), с острой индивидуальной характеристикой модели.
К числу лучших образцов пластики этого периода относится статуя крестьянки «Монсерат» (1942) Хуана Гонзалеса (1876—1942) — испанца, работавшего во Франции. В ней сочетаются благородная строгость образа и замечательное чувство пластики и материала, свойственные этому одаренному мастеру.
Одним из крупнейших мастеров европейской скульптуры является Жорж Саландр (р. 1890). Его «Памятник благодарности» (1948, Базель) отличается классической ясностью и величием символического монументального образа. Сила его портретного мастерства проявилась в «Портрете аббата Булье», видного деятеля движения сторонников мира, а также в каменном бюсте Анри Барбюса (оба — 1950-е годы), показанном в Москве на французской выставке.
В итальянской скульптуре в период между первой и второй мировыми войнами появился ряд значительных мастеров, получивших широкое признание и известность во всей Европе. В эти годы выступил Франческо Мессина (р. 1900) — автор многих монументальных произведений, в частности «Памятника Христофору Колумбу» в Чиавари, а также ряда хороших реалистических портретов. К этому времени относится начало творческой деятельности некоторых талантливых скульпторов, расцвет творчества которых наступил позже, в годы после уничтожения режима Муссолини.
В Германии реалистическая линия в скульптуре была более всего представлена творчеством Георга Кольбе (1877—1947), следовавшего классическим тра дициям в духе Майоля, но более свободно и непринужденно передававшего движение. Лучшим образцом его творчества может служить статуя »Танцовщица» (1910), отличающаяся легкостью и изяществом.
Джекоб Эпстайн. В Англии наиболее крупным представителем реалистической скульптуры в этот период был Джекоб Эпстайн (1880—1959), американец, переселившийся в Англию. Пройдя через увлечение стилизацией в духе архаики, он обрел самостоятельное лицо мастера реалистической скульптуры, отмеченное чертами энергии, взволнованности и остроты социальной и индивидуальной характеристики образа. В таких произведениях, как статуя «Нежданное горе», он создает образы бедных людей, страдающих и угнетенных. В портрете Поля Робсона (1928) скульптор выражает свою симпатию к борцу за свободу. В поздних произведениях, например, в рельефе для нового здания собора в Ковентри (установлен в 1962 году), построенного на месте здания, разрушенного бомбами гитлеровской авиации, Эпстайн стремится выразить в символическом образе гуманистические, антифашистские идеи.
В странах Северной Европы реалистическая скульптура развивается с не меньшей силой. Крупным мастером садово-парковой скульптуры был в Швеции Карл Миллес (1875—1955), достигающий гармоничности сочетания скульптуры с архитектурой, растительностью и водным пространством. К числу лучших его работ относятся фонтан Орфея в Стокгольме (1936) и большой комплекс садово-парковой скульптуры в имении Лидингё (1930—1940-е гг.).
Вяйнё Аалтонен. Финский скульптор Вяйнё Аалтонен (р. 1894) является одним из ведущих мастеров современной реалистической пластики в Европе. Его строгая и величественная фигура знаменитого бегуна Нурми (1924, Стадион, Хельсинки) принадлежит к числу лучших произведений европейской и монументальной пластики 20 века. В таких произведениях, как статуя «Мир» и «Памятник дружбы» (Турку — Гетеборг), Аалтонен воплощает идею дружбы и мира между народами (1952). Созданные им аллегорические фигуры обладают замечательной жизненностью. Большим реалистическим мастерством отличаются также и его портретные работы, например, бронзовый бюст великого финского композитора Сибелиуса (1935). Аалтонен является основателем и главой широко развитой национальной финской школы реалистической пластики.
Обострение классовых противоречий, революционные восстания рабочего класса и империалистические войны с самого начала нового века все более обнажают нарастающий кризис буржуазного общества. Значительная часть художественной интеллигенции ощущает признаки этого кризиса, но не находит выхода из сгущающихся противоречий. Не решаясь включиться в революционную борьбу, многие художники стараются замкнуться в стенах мастерской, ограничить художественное творчество кругом самодовлеющих, формальных проблем. Отсюда настроение неверия в прогрессивное развитие человеческого общества, появление всевозможных мистических идей. Именно на этой почве и возникают основные модернистские направления в искусстве.
В первом десятилетии 20 века в художественной жизни Западной Европы происходят события, которые способствуют формированию модернистского движения и его художественных принципов и приемов. Персональные выставки Сера, Сезанна, Гогена, Ван-Гога во многом определили то влияние, которое эти художники оказали на развитие новейших художественных течений. Следует отметить громадную популярность, которую приобрело в художественных кругах искусство племен Африки и Океании, впервые широко показанное на выставках в Европе в этот же период. С этого начинаются широкая тяга к искусству архаики и творчеству первобытного человечества, а также повышенная оценка всего чисто интуитивного и безыскусственного в художественной практике. Так, в 1906 году была устроена выставка, принесшая известность наивному творчеству бывшего таможенного чиновника Анри Руссо (1844—1910). Наряду с этим развивается увлечение детским рисунком, а затем и рисунками душевнобольных.

<<< Реалистическая скульптура начала 20 века.

«Дикие» (Фовисты). >>>

История искусства >>>