Предшественники экспрессионизма.

Норвежский художник Эдвард Мунх (1863—1944) начинал свой творческий путь с реалистического изображения людей и природы своей родины. Под влиянием декадентских настроений на рубеже 20 века в его произведениях начинают появляться трагические, пессимистические ноты, зачастую доходящие до мистики, выраженные с большой эмоциональной силой (картина «Крик» (1893), литография на ту же тему (1895), гравюра на дереве «Муж и жена» (1899), картина «Танец на берегу» (1905). Влияние выставок Мунха в странах Центральной Европы в значительной мере способствовало возникновению экспрессионистических тенденций. Прямой предшественницей этого движения была группа дрезденских художников «Мост» (1905), а затем созданная в Мюнхене в 1911 году группа «Голубой всадник», инициаторами которой были Франц Марк (1880—1916), Август Маке (1887—1914) и Василий Кандинский (1866—1944), большую часть жизни работавший в Германии. В представлении этих художников мир выглядел хаотичным, а его закономерности иллюзорными. Они считали, что единственной закономерностью в познании мира можно признать субъективное ощущзние или переживание. Подсознательные безотчетные импульсы провозглашались ими основой художественного творчества. Участники этой группы, кроме Кандинского, не отвергали изобразительности, но произвольно меняли пространственные, объемные, цветовые отношения, видя в этом средство выражения внутреннего мира художника. В болезненном и нервном порыве предшественники экспрессионизма пытались к своему искаженному толкованию формы предмета присоединить особо звучные, до пронзительности яркие сочетания красочных тонов. «Голубой всадник» фактически противопоставлял свои иррационалистические идеи рационализму кубизма и футуризма, но в первую очередь и еще более активно направлял свою борьбу против реализма.
Диапазон работ участников этой группы простирается от фантастических видений животных в пейзаже «Коровы. Желтое, красное, зеленое» (1912, Мюнхен, городская галерея) Марка до радужного хаоса беспредметных «импровизаций» Кандинского — «Потоп» (1913, Мюнхен, городская галерея).
В условиях первой мировой войны в немецкой художественной среде все более нарастал конфликт между художником и буржуазным обществом. Крушение империи Гогенцоллернов, революция в Германии и ее кровавое подавление, а затем тяжелое состояние страны под властью буржуазии в послевоенные годы вызвали крушение иллюзий, распространение среди большой части художественной интеллигенции настроений социального пессимизма, отчаяния.

<<< Метафизическая живопись.

Дадаизм. >>>

История искусства >>>