Античное Искусство. Греция архаической эпохи. Изобразительное искусство 7 в. до н. э.

Восточное искусство оказало также определенное воздействие и на развитие греческого изобразительного искусства 7 в. до н. э. В той или иной степени влияние искусства Египта, Ассирии, Финикии проявляется и в пластике, и в живописи, и особенно в вазовой росписи, декоративный стиль которой получил название «ориентализирующий». Фантастические звери — сфинксы, грифоны, хищники восточных стран, восточные декоративные мотивы (плетенка, пальметка, лотос), некоторые композиционные приемы, прически, даже тип лица воспринимаются и перерабатываются греческими мастерами. Но все-таки, несмотря на широкое использование образцов восточного искусства, греческое искусство пошло своим путем развития и выработало стиль, отвечающий требованиям греческого общества.
В общегреческих святилищах, таких, как Дельфы, Олимпия, в местных храмах раскопки обнаружили большое количество разного рода посвятительных памятников: статуэток, расписных ваз, статуй, рельефов.
Скульптура 7 в. до н. э. Бронзовые статуэтки первой половины 7 в. до н. э., изображающие юношей атлетов, воинов или одетых в пеплос женщин, показывают, как постепенно плоскостность предшествующего периода сменяется объемностью, округлостью форм: более свободно становится движение рук. Все больше внимания уделяется моделировке лица и прически.
Первые шаги в развитии монументальной греческой скульптуры сделаны были во второй половине 7 в. до н. э на острове Крите, где по преданию работал легендарный скульптор Дедал. Хотя наиболее ранние критские статуи Аполлона, Артемиды и Лето из храма в Дреросе не велики по размеру (60—80 см в высоту), но и в их простом ясном контуре, в скупых обобщенных формах, в строгой уравновешенности частей, фронтальности композиционного построения заложены все черты монументальной архаической скульптуры. В этих статуях (Крит, Музей в Кандии) нашли отражение характерные типы греческой круглой пластики 7—6 вв. до н. э. Они показывают обнаженного юношу — «куроса» и одетую женщину — «кору». Статуи сделаны из тонкого бронзового, прочеканенного по частям металлического листа, набитого когда-то гвоздями на деревянную основу. В том же стиле выполнена еще одна критская женская статуя из известняка (Париж, Лувр). Пышная прическа, похожая на египетский парик, расчленена на равные пряди, через которые проведен ряд резких параллельных горизонтальных бороздок; эта схематическая трактовка характерна для ранней архаической скульптуры.
Тип женской статуи, подобный критским, получил распространение и в других центрах Греции. Такова мраморная больших размеров статуя, принесенная в дар богине Артемиде некоей Никандрой — жительницей острова Наксоса (Афины, Национальный музей). Этот остров старейший после Крита центр, где появилась монументальная скульптура. В статуе Никандры можно угадать процесс работы мастера: сначала он обтесал прямоугольный мраморный блок, из которого потом вырубил фигуру; но первоначальная форма блока («четырехфасадность») все-таки отчетливо выступает в готовом произведении. Плоские и жесткие формы сообщают фигуре скованность и неподвижность.
Аттические работы конца 7 в. и начала 6 в. до н. э. обнаруживают уже более правильное пропорциональное построение фигур. Показательны в этом плане статуя обнаженного юноши (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и колоссальный курос с мыса Сунион (Афины, Национальный музей). Египетский канон композиции остается в силе, но образ обнаженного атлета типичен только для греческой пластики.
Лица аттических статуй обработаны большими гладкими плоскостями, особенно характерен рисунок сильно выпуклых глаз и своеобразная, чисто декоративная обработка прически в виде ровных рядов округлых выпуклостей.
Вазовая роспись и живопись 7 в. до н. э. Еще большая жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины 7 в. до н. э. Силуэты процарапываются теперь тонким острым инструментом, что позволяет передать много подробностей. В 7 в. до н. э. керамические изделия мастеров Коринфа, Родоса и позже, в 6 в., Аттики, Хиоса, Самоса экспортируются в различные районы Средиземного и Черного морей.
Содержание росписей на вазах очень разнообразно. Кроме орнаментов ориентализирующего стиля, здесь можно видеть военные сцены, сцены охоты и мифологические эпизоды. Примером может служить аттическая амфора со сценой борьбы Геракла и кентавра Несса (Афины, Национальный музей).
Живопись, в отличие от скульптуры, характер которой во многом определялся культовым назначением и технической обработкой блока, гораздо быстрее овладевала реалистической формой.
Литературные античные источники называют несколько имен древнейших греческих живописцев и среди них Клеанфа из Коринфа, который расписал стены храма в Олимпии картинами (ныне утрачены) на мифологические темы. Другого рода живописные памятники — терракотовые расписные метопы — части архитектурного сооружения, маленькие глиняные посвятительные дощечки «пинаки» и полихромные расписные вазы с сюжетными композициями. Все они доказывают раннее появление и яркое процветание живописи.
Терракотовые метопы (640—630 гг.) коринфской работы принадлежали двум храмам в Ферме (Средняя Греция). Особый интерес представляют три большие (1 м в высоту) метопы, на которых написан бегущий Персей, несущий голову Медузы (Афины, Национальный музей), шагающий охотник с дичью и две женские фигуры.


Реконструкция антаблемента храма в Ферме

Мужские фигуры раскрашены в коричневато-красный цвет, женские — в белый цвет, прически даются черной краской. Одежды разрисованы пестрыми узорами черного и пурпурового цветов. Такая расцветка фигур сообщает росписи большую декоративность. Все фигуры, несмотря на ряд обычных для рисунка 7 в. до н. э. условностей (голова в профиль, глаз в фас, корпус в фас, ноги в профиль), достаточно правильно нарисованы и удачно вкомпонованы в рамку.
О связях вазовой росписи с монументальной живописью и о высоком мастерстве керамистов третьей четверти 7 в. до н. э. могут свидетельствовать многочисленные расписные вазы и среди них такие замечательные образцы прикладного искусства, как «протокоринфский» кувшин из собрания Киджи и большая мелосская ваза с Аполлоном, музами и Артемидой (Афины, Национальный музей). Изделия Коринфа и Сикиона 7 в. до н. э. принято называть условно «протокоринфские».
На кувшине Киджи (Рим, Вилла Юлия) в несколько поясов расположена многокрасочная роспись: сцены битвы, охоты, выезда всадников, колесниц и сцена суда Париса. Все это нарисовано очень тщательно, тонко проработаны детали. Черный, коричневый, красный и желтый цвета положены контрастно. Сцены охоты, выезда колесниц воинов напоминают стенные росписи Микен и Тиринфа.
Греческие вазы расписывались блестящей глазурью, которую принято называть «черным лаком». В зависимости от обжига и степени разбавленности лак получался после обжига не только черный, но и красный, коричневый или желтый. Помимо лака, употреблялись пурпурная и белая краски, но они не выдерживали высокого обжига, накладывались уже на обожженную поверхность, поэтому были непрочны. Греческий черный лак обладает особой прочностью и до сих пор сохраняет на вазах свой красивый блеск.


<<< Античное Искусство. Греция архаической эпохи. Архитектура 7 в. до н. э.

Античное Искусство. Греция архаической эпохи. Архитектура 6 в. до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>