Античное Искусство. Греция архаической эпохи. Скульптура 6 в. до н. э.

Пелопоннесские мастера. В начале 6 столетия до н. э. заметно на Пелопоннесе значительное влияние критской скульптуры. Статуя куроса господствует в мастерских Пелопоннеса, где художники работают над решением пропорционального построения, соотношения частей фигуры, над пластической анатомией. Ярким примером изображения атлетической фигуры начала 6 в. до н. э. являются найденные в Дельфах статуи легендарных героев Клеобиса и Битона превосходной работы Полимеда Аргосского (Дельфы, Музей).
Широко известная статуя куроса из Теней, так называемый «Аполлон Тенейский» (Мюнхен, Глиптотека), относится к 550 г. до н. э. и показывает следующий шаг в развитии типа куроса: фигура стройнее, легче, чем тяжеловесный Клеобис.
Из круга пелопоннесских художников вышел мастер, исполнивший скульптурный фроттон храма на острове Керкире (Корфу) — Коринфской колонии. Рельеф плоский, мало промоделированный, выполнен на отдельных плитах, так что швы перерезают фигуры (Корфу, Музей). В центре фронтона огромная фигура летящей горгоны Медузы в схематической позе так называемого «коленопреклонного бега»; по сторонам ее, занимая большую часть фронтона, расположены две пантеры и по углам — сцены битвы богов с гигантами. Композиция распадается на три части и тематически, и масштабно; фигуры к углам резко уменьшаются в размерах. Декоративно фронтон решен удачно, но единства действия из-за резкого различия масштаба фигур мастер еще не добился.
Ионийские мастера. На островах Эгейского моря и в городах Малой Азии, где в 6 в. до н. э. процветала мраморная скульптура, ставились несколько иные художественные задачи, чем в мастерских Пелопоннеса. Художники работали здесь над передачей задрапированной фигуры и изображением в круглой скульптуре сильного движения. В культовой статуе Геры из Самоса (Париж, Лувр) строго параллельные складки хитона обозначены гравировкой. Складки плаща, выполненного из толстой ткани, также плоские и расположены декоративно. Фигура снизу до пояса изваяна в виде круглого столба; пластически промоделированы лишь плечи, грудь, руки.
Статуя крылатой Ники (Афины, Национальный музей), которую до недавнего времени приписывали скульптору Архерму, показывает смелую попытку передать полет. Изобразив богиню на высоком пьедестале и в позе так называемого «коленопреклонного бега» с раскинутыми руками и поднятыми крыльями, художник, для того чтобы фигура казалась парящей в воздухе, прикрепил фигуру к базе, используя складки хитона так, что ноги не касались базы.
Решая труднейшую задачу изображения полета, мастер не отнесся с такой же заботливостью, как пелопоннесские мастера, к построению фигуры; чересчур большая голова, короткий плоский корпус сделали фигуру богини неуклюжей.
Аттические мастера. Своеобразную картину развития пластики мы наблюдаем в третьей художественной области — Аттике. В 6 в. до н. э. Афины превращаются в большой культурный центр. Постепенно в Аттике вырабатывается своя художественная школа, использовавшая достижения пелопоннесской и ионийской школ и затмившая в 5 в. до н. э. все художественные центры.
О развитии монументальной пластики в Аттике наглядное представление нам дают несколько богато раскрашенных фронтонов с храмов Акрополя и значительное число посвятительных статуй. Одним из самых ранних фронтонов (560 г. до н. э.) является фронтон из известняка «пороса» со сценой борьбы Геракла с Гидрой (Афины, Музей Акрополя). Пестро раскрашенный рельеф далек еще от пластического совершенства. Исполнен он инструментами, служащими для резьбы из дерева, — пилой, резцом, круглым долотом. Ввиду того, что шов каменных плит прошел на самой середине фронтона, фигуры разместились не очень удачно. Гидра заняла всю правую половину фронтона, а все остальные фигуры должны были вместиться в левую, таким образом, получилось, что фигура Геракла значительно больше, чем фигура Иолая (возницы Геракла), а фигуры коней несоответственно малы. Особенно интересны фрагменты угловых фигур другого фронтона с Акрополя (Афины, Музей Акрополя), изображающие: справа трехголовое чудовище бури — Тифона со змеиным хвостом и слева Геракла в битве с морским чудовищем Тритоном с рыбьим хвостом. Эти расписные фрагменты дают пример интересного заполнения углов.
Стремление пластически передать формы тела выступает и в известной статуе «Мосхофор» (т. е. тельценосец) — посвящение Ромбоса из Афин (Афины, Музей Акрополя). Обобщенные, но четко выделяющиеся мускулы рук подчеркиваются облегающей тело одеждой.
В результате раскопок на Акрополе был найден ряд скульптурных произведений второй половины 6 в. до н. э., которые после разорения в 480 г. персами Афин были использованы в середине 5 в. до н. э. для укрепления фундаментов новых построек. Заботливо переложенные щебнем и песком скульптуры сохранили всю свою раскраску до наших дней.
В Аттику при тиране Писистрате и его сыновьях приглашались для работы мастера с островов Эгейского моря и малоазийских городов. Художники из Хиоса, Эгины, Наксоса оставили в Аттике и свои произведения и своих афинских учеников.
Особенным мастерством отличается большая группа женских статуй, кор, выполненных в течение второй половины 6 в. до н. э. Наиболее ранняя работа аттического мастера — «Кора в пеплосе» (Афины, Музей Акрополя) еще напоминает «четырехфасадные» скульптуры предшествовавшего периода.
Под влиянием искусства восточных греческих городов аттические скульпторы пытаются согласовать складки хитона или плаща с движением фигуры. Статуи кор покрыты многочисленными складками — мелкими на хитоне, легкими, волнистыми на тонкой нижней одежде, крупными на плаще, края которого свисают зигзагами, образуя рисунок, так называемый «ласточкин хвост».
Черты лица кор, созданные руками островных мастеров или местных под их влиянием, отличаются от аттических удлиненным овалом, острым носом и подбородком, миндалевидными, раскосо поставленными глазами, например так называемая «Большая хиосянка» (Афины, Музей Акрополя). Прически их поражают богатством отделки. Акропольские статуи выполнены из мрамора, превосходно обработанного. Гладкие плоскости слегка полированы, углубления складок, локоны обработаны буравом и резцом. Волосы, глаза, губы раскрашены красным цветом; одежда украшена пестрой каймой и мелкими узорами синего, красного и зеленого цветов.

<<< Античное Искусство. Греция архаической эпохи. Изобразительное искусство 6 в. до н. э.

Античное Искусство. Греция архаической эпохи. Искусство последней четверти 6 в. до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>