Портреты, созданные М. Сарьяном

Показывал самые первые свои рисунки: домик под соломенной крышей, построенный его отцом; крестьяне; колодец, также вырытый отцом; амбары, плетни.

Уже потом, читая автобиографию художника, я понял, что каждый из этих рисунков был связан с его жизнью, иллюстрировал какую-то ее страницу. Кстати, он рассказывал, как несколько лет назад (очевидно, году в 1956 или 1958-м) он снова был в местах своего детства, добрался до этого колодца, достал ведром воды и напился.

Портреты, созданные М. Сарьяном,- это особая страница нашей живописи. Когда-то И. Эренбург в статье «Неистовый Сарьян» писал:

«Портреты Сарьяна - разве мало в них психологических разгадок, проникновения в сущность модели? Мир современников: поэт Саакян и Игумнов, маршал Баграмян и Уланова, Чаренц и Ахматова, Амбарцумян и Лозинский. Начинающие художники копируют картины великих мастеров прошлого, это может кое-чему их научить, но у нас есть художники далеко не школьного возраста, которые пишут портреты, поставив перед собой фотографию; в этом - неуважение и к модели, и к тем, которые должны будут смотреть на портрет, и к живописи, и, разумеется, к самому себе. Сарьян изучает модель: он должен понять человека, он его сажает перед собой и жадно на него смотрит, он видит и, видя, раскрывает невидимую сущность.

Он может быть мягким, ласковым, снисходительным, может также негодовать, бороться. Мне приходилось позировать разным художникам - Пикассо, Матиссу, Диего Ривере, Модильяни, Карло Леви. Когда позируешь, не видишь холста или картона, но можно хорошо изучить движения художника.


<<< Карандашный портрет

Гигантская сила космоса >>>

<<<Оглавление>>>