Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 6.

Краски северо-двинской росписи по-прежнему немногочисленны, но несколько обогащаются новыми локализированными цветами, становятся более яркими, чаще чередуются вследствие более мелкого рисунка и появления более дробных участков расцветки; появляется красочная деталировка одежд, предметов обстановки, геометрического орнамента и пр. Красный, желтый и зеленый цвета исчерпывают ее основную гамму.


Игрушка-кукла (барыня) резная и окрашенная. Московская губерния

Резко изменяется масштаб изображений и сцен. Крупные рисунки вологодской росписи исчезают не только потому, что в сферу обслуживания северо-двинской росписи входят, в общем, более мелкие бытовые предметы; лопаски прялок и те же коробьи по-прежнему представляют значительные плоскости для украшения. Изменяется внутренний художественный подход к росписи, независимо от ее бытовых приложений: появляются, вместе с новыми жанровыми темами, склонности к миниатюре, к письму легкого и осторожного рисунка. Технически утончаются все художественные приемы. Более старые и законченные варианты северодвинской росписи показывают нам весьма любопытные и зрелые художественные достижения крестьянских художников в области этой живописной миниатюры. Детально изображенные лица многих бытовых персонажей не достигают по своим размерам и одного сантиметра. В этом характерном изменении трактовки и масштаба бытовой крестьянской росписи можно отметить параллельность ее путей течению русского иконописного искусства. Северо-двинская роспись имеет себе аналогии в строгановских письмах русской иконописи.


<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 5.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 7. >>>

<<<Оглавление>>>