Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 7.

Жанровые мотивы, как уже было указано, входят главным иконографическим элементом в северо-двинскую роспись. Своеобразная галерея народного жанра (посиделки, чаепитие, охота, ямщина, женский труд, сельские и домашние работы и пр.) располагается в общем строе северо-двинских расписных комбинаций пли отдельными клеймами-картинами, пли находится в непосредственной связи с тонкими узорами растительного характера; многочисленные бытовые сцепы появляются и размещаются среди этих орнаментов наряду с более старыми символическими и геральдическими мотивами птиц-сиринов, львов и единорогов, петухов, коней и пр. Растительный орнамент довольно тонкого рисунка и однообразного порядка является постоянным элементом, который связывает в единое художественное целое содержание северо-двинской росписи. Этот законченный и устойчивый склад композиций в общем однообразно применяется ко всем разновидностям бытовых предметов крестьянского обихода. Некоторые перемещения в этом строе можно отметить лишь при более пристальном и детальном наблюдении над всеми разновидностями северо-двинской бытовой росписи; так, например, можно выделять некоторые своеобразные структуры росписи на более поздних бураках, определенный порядок тем на прялках и т. д.


Игрушка-свистулька глиняная расписная. Вятская губерния

Суммируя выводы приведенной характеристики северо-двинской школы крестьянской бытовой росписи, нужно сказать, что общее художественное впечатление, производимое ею, основывается на ритмичном чередовании малых красочных пятен, ярких и цельных, дающих звучную и пеструю узорчатость коврового характера. Элементы чистой изобразительности, многочисленные и постоянные, еще не освободились от традиционных и сложных пут орнаментики. Жанровые реалистические сцепы, несмотря на свое большое внутреннее идейное значение, в общей архитектонике данной росписи играют подчиненное значение и должны рассматриваться как усложненные и своеобразные деформации орнамента, но не как самостоятельные и самодовлеющие картины. Принцип орнаментальной декорации не нарушен. Северо-двинская бытовая роспись сохраняет в себе древние восточные традиции богатого и тесного узора, укрывающего все поверхности бытовых предметов сплошным покровом. В этой изобильной и всесторонней украшенности предмета выражена одна из важных и главных особенностей крестьянского художественного вкуса.


<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 6.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 8. >>>

<<<Оглавление>>>