Картина «Подати»

Характерен и образ старосты, несколько обескураженного обличениями старика, и образ стоящей в задумчивости, убитой свалившимся горем хозяйки, и двоих детишек. Малыш с детским недоумением смотрит на разгорячившегося деда, а в выражении лица его старшей сестренки заметно негодование на ограбившего отца старосту.

Таким образом, в картине перед нами многообразный мир русской деревни, обрисованный художником не только с позиции сочувствия тяжелому положению крестьян, но и с учетом того разнообразного протеста против существующих условий жизни, который назревал среди трудовых крестьянских масс России перед революцией 1905 года. Еще более показательны для решения интересующего нас вопроса о наличии протеста и самого характера протеста в произведениях Орлова его картины «Попалась» (1900) и «Христа ради» (1901), которые вместе с другими работами художника начала 1900-х годов знаменуют новый, идейно еще более значительный этап его творчества.

Осмысливая образы протестующих крестьян, которые он ввел в свою картину «Попалась», Н. В. Орлов, как бы отвечая своим критикам из лагеря последователей толстовской философии, писал в письме Л. Н. Толстому: «Все так называемые образованные люди мне говорят, что протестовать в данном случае может только человек культуры, а я говорю, что протестовать может и мужик». Что же касается следующей работы художника, картины «Христа ради», то она более чем убедительно доказывает, что теперь художник, открыто выступая с революционно-демократических позиций, не только осуждает те нечеловеческие условия, в которых жила крестьянская беднота России, не только резко и решительно протестует против этих условий, но объективно, следуя реалистическому методу творчества, показывает правду самой жизни, которую он наблюдал, ставит вопрос о необходимости революционных преобразований.


<<< Правильное решение

Осмысливая образы протестующих крестьян >>>

<<<Оглавление>>>