Художественная молодежь

Характерной чертой революционной журналистики 1905-1907 годов было и то, что в столице наряду с изданиями на русском языке выпускались некоторые иллюстрированные сатирические журналы на языках других народов нашей страны. Так. заслуживают внимания эстонские журналы «Тиу Тасане» («Кроткая Тиу») и «Таппер» («Секира»), латышский журнал «Свари» («Весы»), армянский журнал «Саприч» («Брадобрей»), еврейский журнал «Дер Шейгиц» («Озорник»). Показательно,, что в некоторых из этих журналов наряду с художниками той или иной национальности, на языке которой выпускался журнал, свои рисунки помещали и русские художники, работавшие в Петербурге, и, наоборот, в столичных русских журналах нередко встречались имена художников других народов, особенно уроженцев Прибалтики, живших в ту пору в столице.

Немало иллюстрированных сатирических журналов выпускалось в Москве, а также в других городах страны - Киеве, Одессе, Харькове,

Варшаве, Вильно, Риге, Тифлисе (как на русском, так и на языках местных национальностей).

Все это свидетельствует об интернациональном единении всех передовых демократических сил страны в борьбе против самодержавия.

Один из первых сатирических журналов революционно-демократического направления - петербургский «Зритель», начавший выходить еще в июне 1905 года, сумел не только объединить группу талантливых художников (Ю. Арцыбушев, Г. Гинц, Л. Евреинов, А. Кудинов, С. Чехонин, Н. Шестопалов), но и найти своеобразные формы борьбы с царской цензурой. Именно на страницах «Зрителя» задолго до манифеста октября появляются такие острообличительные произведения, как известный рисунок С. Чехонина «25 силуэтов Х4» (№ 10), как показывающий горькую судьбу подцензурной печати рисунок Л. Евреинова «Редактор „Зрителя"», как состоящий из двух частей рисунок Ю. Арцыбушева, отображающий разгон демонстрации, как своеобразная, чуть ли не шарадкая зарисовка, призывавшая к бойкоту булыгин-ской Думы (№ 17).


<<< Среди сатирических изданий

Пролетарская тема >>>

<<<Оглавление>>>