Пролетарская тема

В архивных фондах цензурного комитета автором данной книги найдены рисунки художников «Зрителя», которые не были разрешены к печати. Это прежде всего произведения, посвященные условиям жизни пролетариата при эксплуататорском строе, рисунки, показывающие тяжелую судьбу солдат-инвалидов, возвращающихся с русско-японской войны, а также произведения, изображающие те или иные формы борьбы рабочего класса. Характеризуя направление «Зрителя», министр внутренних дел Булыгин в своем рапорте в Сенат 12 октября 1905 года писал, что журнал этот «восстает также против состоятельных классов и выставляет рабочих как элемент эксплуатируемый и доводимый до отчаяния и непримиримого озлобления против эксплуататоров».

Пролетарская тема еще более последовательно стала отражаться в рисунках «Зрителя» после 17 октября 1905 года, когда журнал стал выпускаться без предварительного просмотра царской цензурой. Здесь, прежде всего, следует указать на политически острые и художественно выразительные графические композиции Н. И. Шестопалова, показывающие как ведущую роль рабочего класса в революции, так и необходимость объединения для борьбы с самодержавием рабочих, крестьян, солдат и матросов. Аналогичную тему - объединение всех сил для борьбы с самодержавием - затрагивает и С. Животовский в своем рисунке «Самый прочный союз» в журнале «Стрелы».


<<< Художественная молодежь

Направление «Зрителя» >>>

<<<Оглавление>>>