Мир искусства

Острая борьба вокруг имени Репина, не прекратившаяся и в наши дни, имеет в конечном счете идеологическую основу и обнаруживает живучесть переходящих из одной работы в другую, сложившихся еще в дореволюционное время неверных и частью уже опровергнутых оценок репинского творчества и некоторых произведений, особенно последних 30 лет его жизни. Даже в монографических работах, посвященных И. Е. Репину, этот период, приходящийся на эпоху трех российских революций, если и освещается, то очень бегло, а в некоторых учебных пособиях и обобщающих трудах, вышедших в недавние годы, о нем практически не упоминается.

Спору нет, три последних десятилетия жизни Репина не были ознаменованы особо выдающимися достижениями (если не считать картины «Торжественное заседание Государственного совета» и особенно этюдов к ней), равнозначными по идейно-художественному уровню тому, что было создано великим художником в предшествующие годы. Однако это не был период творческого упадка. Репин и в это время с успехом работает над некоторыми значительными по своим темам композиционными полотнами, пишет глубокие по содержанию и мастерские по исполнению портреты. Весьма высок в эти годы также общественно-художественный авторитет мастера. В одной из своих статей, посвященных творчеству Репина, Д. В. Сарабьянов, немало занимавшийся изучением его творчества, справедливо отмечал, что великий художник нашел в себе силы выйти из творческого кризиса, сумел «включиться в дальнейшее художественное развитие».


<<< Синтез «социал-демократизма» и «мистицизма»

Острая борьба вокруг имени Репина >>>

<<<Оглавление>>>