Острая борьба вокруг имени Репина

Однако результаты включения И. Е. Репина в это новое художественное развитие едва ли можно ограничивать только этюдами к «Государственному совету» и элементами пленэра в портретах, фиксируя лишь стилистические изменения манеры, но не определяя четко тех общественных условий и причин, которые вызвали появление этих новых черт.

Было бы ошибкой связывать, подобно вульгарным социологам, изменение манеры письма художника в период преодоления кризиса непосредственно с изменениями общественных условий, но для марксистов немыслим и отрыв искусства от порождающих его условий общественной жизни. Новый этап социального развития, в который Россия вступила с середины 1890-х годов, определил и новые соотношения, и новые условия взаимодействия элементов культуры демократической и социалистической, противостоявших культуре господствующих классов. Да и внутри этой господствующей культуры стали наглядно выявляться различные тенденции, определяемые своеобразными условиями общественного развития страны, зависящие от исторических особенностей развертывания российской революции. Наряду с продолжающей занимать главное положение официальной культурой консервативных кругов, связанных с охранительными тенденциями самодержавия, именно в это время на общественную арену особенно активно начинают выступать явления, отражавшие идеологию либеральной буржуазии.


<<< Мир искусства

Стилистические изменения манеры >>>

<<<Оглавление>>>