Стилистические изменения манеры

Практически «две войны», о которых писал Ленин, в своих определяющих чертах, в том числе и в области культуры и искусства, стали намечаться со второй половины 1890-х годов, хотя особенно яркое выражение они нашли в 1905-1907 годах и в последующее десятилетие. Эти «две войны», как и борьба между двумя культурами, должны были наложить свой отпечаток на процессы художественной жизни, обусловить дифференциацию внутри художественных объединений, оказать влияние на творчество таких чутких к общественной жизни художников, какими были И. Е. Репин, В. А. Серов и некоторые их товарищи. Именно это в известной степени определяло круг избираемых ими тем и сюжетов для своих произведений, характер идейно-образных решений, существо ряда высказываний по общественно-политическим и художественно-эстетическим вопросам.

С начала 1900-х годов в творчестве Репина, как и в мировоззрении художника, вновь сближающегося со Стасовым, знакомящегося с Горьким и пишущего его первый портрет (1899), опять начинают звучать присущие ему ноты демократизма, интерес к жизни широких народных масс, а также прогрессивные настроения, приобретающие, особенно в годы русско-японской войны и первой русской революции, антимонархический характер. Было бы заметным упрощением видеть в монументальном полотне «Заседание Государственного совета» и в этюдах к нему как нарочитую апологетику, так и прямую критику самодержавного строя; трудно согласиться также и с теми, кто в свое время усматривал в картине «Какой простор!» (1903) даже вопреки заявлениям самого художника прямую символизацию революционных настроений молодежи, либо критиковал художника, изобразившего студента «белоподкладочника», за неясность выражения замысла.


<<< Острая борьба вокруг имени Репина

Творчество Репина >>>

<<<Оглавление>>>