Художественное беспокойство



В Париже Королев уделяет большое внимание и современному искусству; он изучает Родена, посещает мастерские современных скульпторов (архаиста Бернара, его последователя Мещанинова, «левого» Архипенко), осматривает музеи, частные собрания, выставки современного искусства, устраиваемые маршанами.

Разнообразие, богатство полученных впечатлений скажутся по возвращении в Москву. Королевым овладевает «художественное беспокойство»; молодой скульптор чувствует неудовлетворенность достигнутым, стремится нащупать какие-то новые пути. В Училище, в классных этюдах с натурщиков он начинает «кубизировать», сводя сложность форм человеческого тела к немногим большим объемам, ограниченным ровными плоскостями («Мужская фигура», 1914, бронза). В этих работах сказывается не столько воспоминание об Архипенко, сколько растущее влияние живописных работ Пикассо периода его «геометрического кубизма». Одновременно Королев делает «Каменную бабу» под влиянием виденных им в музее каменных баб, поразивших его мощным блоком своих объемов, лаконичностью своего языка. Выполненный несколько позже полихромный портрет жены (мрамор) перекликается с аналогичными работами Коненкова; это красивый кусок скульптуры, в котором ощущается столь редкая у Королева архаизация.


<<< Путешествие в Западную Европу

Кубизм ослепил Королева >>>

<<<Советская скульптура>>>