Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.11

Трудно отделаться от ощущения, что перед нами не живые существа со своей неповторимой индивидуальностью, своим характером, а безмолвные памятники древней архитектуры. В бревнах сруба, обтесанных плотницкими топорами, в неровной, шероховатой поверхности стен, в их мягких золотистых тонах словно заключена душа зодчих, создавших эти храмы и оставивших в них частицу своей вечной жизненной силы. Поэтому так волнуют и колокольни Кулиги и Чухчерьмы, уникальные, единственные в своем роде ансамбли Турчасовского и Водлозерско-Ильинского погостов, церкви в Лявле или Вазенге, Верхней Уфтюге или Белой Слуде.

Церковь в селе Лявля — один из древнейших памятников народного деревянного зодчества, возникших в XVI веке. К сожалению, ее подлинный облик в значительной мере искажен позднейшими переделками: в XIX столетии церковь обшили тесом, прорубили нелепые «итальянские» окна, совершенно чуждые самому духу северной архитектуры. Но даже сейчас она производит сильное впечатление. Кому довелось видеть ее в натуре, тот уже не забудет речных просторов, холмистого берега, поросшего кустарником, и широкого шатра церкви, возвышающегося над небольшой pосщицей.


Некоторые архитектурные формы навеяны самой природой.

В архитектуре лявлинской церкви проступают черты перехода от древнейшего клецкого типа культовых зданий, представленного, к примеру, уже знакомой нам Лазаревской церковью Муромского монастыря, к шатровому зодчеству. Здесь еще нет стремительной легкости столпообразных шатров, их мужественной красоты и своеобразного изящества. Однако будничность и «заземленность» древних церковок уже исчезает. Это еще не взлет, но порыв к полету, его осознанное предчувствие. Пройдет еще немного времени, и в лучших памятниках шатрового деревянного зодчества XVII—XVIII веков, таких, как величественная Владимирская церковь в селе Белая Слуда на Северной Двине (1642), возвышавшаяся на сорок с лишним метров над землей, как Кемский собор (1714)—современник и достойный собрат прославленной Преображенской церкви Кижского погоста, во весь голос прозвучит героическая тема народной архитектуры. Словно весеннее половодье, она опрокинет все преграды и на высокой волне полной внутренней свободы взметнется к горным вершинам русского творческого гения.


<<< Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.10

Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.12 >>>

<<<Оглавление>>>