Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.12

Успенский собор в Кеми — монументальное сооружение, являющееся частью сложного архитектурного ансамбля. По своему типу, композиции, строительным приемам, наконец, по художественному, образному содержанию он может служить типическим образцом, настоящей энциклопедией северного народного деревянного зодчества начала XVIII века. В архитектуре Кемского собора, так же как в кижской Преображенской и Вытегорской церквах, нашел свое отражение общественный подъем, вызванный к жизни победоносным ходом Северной войны. Эта война затрагивала коренные интересы населения северных районов; исторические баталии Петра I, сокрушившего шведское господство на Балтике и в Карелии, вселяли тогда большие надежды. В формах деревянного зодчества народ воплощал идею самоутверждения и высокого национального достоинства.

Этот возвышенный, героический образный лад, едва смягченный очень скупым, но выразительным декором, пронизывает все здание — от первого венца до оконечности лемеховой главки. Мощный четверик нижнего сруба, на нем более облегченный восьмерик с повалом, короткая остановка полип и. наконец, свободное, ничем не прегражденное движение по крутому склону шатрового перекрытия, увенчанного изящной главкой с крестом, — все это строго подчинено единой архитектурной идее. На нее же активно «работа-ют» и контраст сквозной резьбы пикообразных полиц со спокойным, неторопливым ритмом бревенчатого сруба, и пятигранный алтарный прируб с бочкой плавного и энергичного рисунка. Каждая архитектурно-конструктивная деталь, каждая линия преисполнены не столько броской, заметной, сколько внутренней, подлинной силы, уверенной в себе и потому не нуждающейся в эффектной демонстрации.


<<< Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.11

Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.13 >>>

<<<Оглавление>>>