Край северный, лесной. Ч.4

Русский Север — край сильных и мужественных людей, крестьян и рыбаков-поморов, охотников и лесорубов, плотников и поэтов. Закаленные в постоянной, непрерывной борьбе с суровой природой, они никогда не гнули спины перед чужими и своими угнетателями. Здесь, на Севере, никогда не было крепостного права в его законченной форме. Крестьяне платили подати, несли тяжелые «казенные» повинности, но барщины здесь не было.

Страшное проклятие крепостничества, уродовавшее человека, лишь затронуло, но не придавило северные районы страны, где распространилась так называемая черносошная форма феодальной зависимости. Это еще более укрепило и сохранило в северянах вечно живой дух вольнолюбия, горделивое сознание своей независимости, утвердившиеся еще с тех времен, когда эти земли входили в состав Новгородского княжества. «Дух новгородского веча, — писал один ученый, — в XV и XVI веках веял в Обонежских обителях».

Сюда, на Север, со всех концов России в XVII веке бежали сотни раскольников, стоявших за старую, «исконную» веру. Немало фанатиков шли в дальнюю ссылку, тюремные остроги и даже на костер; еще больше скрывалось в отдаленные уголки страны глухие леса Заонежья, Поволжья, Урала, Сибири. Там возникало множество скитов и поселений ста-рообрядцев, не желавших покориться деспотизму самодержца, всемогущего патриарха Никона. Церковная реформа Никона, осуществленная им в середине XVII века, расколола верующих на два непримиримых, враждующих лагеря. Править службы по старым славянским книгам или по греческим, византийским образцам, креститься двумя перстами, как в старину, или тремя, троекратно провозглашать «аллилуйю» или нет — на этом скрещивались мечи и проливалась кровь. Но за этими чисто религиозными, далекими от реальной жизни вопросами стояли самые земные дела, «большая» политика самодержавия. Церковная реформа Никона должна была поддержать неограниченную власть царя и помещиков, завершить процесс закрепощения крестьянства, поднять авторитет официальной церкви как важнейшей идеологической опоры царизма. И если бояре и богатые купцы-раскольники видели в церковной реформе попытку царя и дворянства урезать их древние права, то простой народ шел на муки и страдания во имя иных целей. Не только «никонианскую ересь» и «дьявольское троеперстие» утверждала церковная реформа, но крепостничество, тяжелый, непосильный гнет, бесправие, социальную несправедливость.


<<< Край северный, лесной. Ч.3

Край северный, лесной. Ч.5 >>>

<<<Оглавление>>>