Равновесие родственных взаимодополняющих начал

Равновесие родственных взаимодополняющих начал приводило к созданию удивительно целостного и законченного художественного мира, приобретая в творчестве разных живописцев различные эмоционально-психологические оттенки. Здесь были равно возможны и умиротворенно-лирические, и напряженно-драматические решения. В. Иванов, изображая крестьян, собравшихся за обеденным столом («Семья. 1945 год»), строго соподчинил главное и второстепенное. Объемная характеристика центральных действующих лиц рельефно выступала на фоне скупой обрисовки предметной среды, овеянной общей атмосферой исконных, устойчивых жизненных отношений.

Фигуры, лица, жесты героев картины исполнены строгой серьезности. Этих людей связывает общая доля, у них одна общая забота. Сама ежедневность и прозаизм сцены как бы пронизаны отзвуками всенародной страды. В молчаливом ритуале крестьянской трапезы ощущаются те сдержанность чувства и человеческое достоинство, в которых скрыты недюжинная сила воли, стойкость характеров, издревле идущая готовность нести тяготы жизни.

Этому лейтмотиву подчинены, с ним соотнесены все элементы художественного целого. Пространство ограничено расстоянием от края стола до стены. Фигуры людей живым полукругом как бы заключают весь мир от мала до велика. Их сомкнутая группа, снедь на столе, обиходные вещи и фотографии на стене обнимают собой все насущное и по-настоящему ценное на земле- от материальных благ до молчаливых знаков памяти и любви. Строгий отбор предметных указаний и откровенная, с которой они показаны зрителю, нисколько не снижают жизненной достоверности картины.


<<< Полотно Т. Салахова «Окно. Утро Москвы»

Картина «Полдень» (1966) >>>

<<<Оглавление>>>